29 сентября 2010

Два ракурса времени в истории Ричарда III — Часть I

Историческое расследование с соционическими комментариями.





1. Два ракурса времени

Два ракурса времени связывают нас с последовательностью событий – ЭВОЛЮЦИОННЫЙ (перспективный) и ИНВОЛЮЦИОННЫЙ (ретроспективный) 1.
1 ЭВОЛЮЦИОННЫЙ или КОНСТРУКТИВНЫЙ ракурс в данном контексте рассматривается как ПЕРСПЕКТИВНЫЙ,–создающий проекцию прошлого на будущее, отображающий события прошлого в ракурсе настоящего и будущего времени. ИНВОЛЮЦИОННЫЙ или РЕКОНСТРУКТИВНЫЙ ракурс – рассматривается как РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ,– достоверно воссоздающий исторические события в ракурсе прошлого времени, в современной им политической и исторической обстановке.

В соционике – структурной психологии – оба эти ракурса являются производными двух исходных информационных моделей – КВЕСТИМНОЙ и ДЕКЛАТИМНОЙ, моделирующих 16 психологических типов социона (8 – КВЕСТИМНЫХ и 8 – ДЕКЛАТИМНЫХ) и задающих определённые – ЭВОЛЮЦИОННЫЕ или ИНВОЛЮЦИОННЫЕ – направления развития информационных аспектов, составляющих структуру их психотипов, наделяя их целым набором психологических свойств, получивших название психологического признака КВЕСТИМНОСТИ и ДЕКЛАТИМНОСТИ.

Вследствие этого, все психотипы2 делятся на две группы – КВЕСТИМНЫЕ и ДЕКЛАТИМНЫЕ. А каждый человек является либо КВЕСТИМОМ (с определённым набором свойств, качеств, психологических и физиогномических особенностей), либо ДЕКЛАТИМОМ.
2 Психологические типы личности, или типы информационного метаболизма – Типы ИМ, или ТИМы.


Признак ДЕКЛАТИМНОСТИ программируется близкими пространственно-временными связями и отношениями. Стремление к сокращению пространственно-временных интервалов ("быстрее по времени, ближе по расстоянию") сообщает представителям психотипов, включающих в свою структуру этот признак – «ДЕКЛАТИМАМ», – склонность к интегрированию, – сближению, обобщению, объединению и наделяет способностью к индуктивному мышлению. (Направление мышления – от частного к общему: стремление к обобщению выводов, к целостности, сжатости схем. Основной упор делается на поиск общностей свойств, на их обобщение и объединение в целях сохранения целостности, что приводит к упрощению моделируемых по этим схемам объектов). При анализе схожих схем и объектов ДЕКЛАТИМ неохотно переходит к поиску различий (или вообще их опускает) – "застревает" на обобщениях, спешит с обобщающими выводами.

Признак КВЕСТИМНОСТИ программируется далёкими пространственно-временными связями и отношениями. Стремление к увеличению пространственно-временных интервалов ("дольше по времени, дальше по расстоянию") сообщает представителям психотипов, включающих в свою структуру этот признак, – «КВЕСТИМАМ» – склонность к дифференцированию – разделению, разобщению, разграничению и наделяет способностью к дедуктивному мышлению. (Направление мышления – от общего к частному: стремление к поиску различий и разграничений, к разветвлённости и развёрнутости схем.). Основной упор делается на выявление частностей, на их разделение и подразделение по различиям (что приводит к усложнению моделируемых по этим схемам объектов). При анализе схем и объектов КВЕСТИМ не спешит переходить к обобщающим выводам (иногда вообще до них не доходит) – "застревает" на поиске различий. 3.)
3 Подробнее см. сайт http://socionika-forever.blogspot.com/ , выпуск 5-й,
Дополнение-2 «УБЕЖДЁННЫЕ» («ДЕКЛАТИМЫ») и «СОМНЕВАЮЩИЕСЯ» («КВЕСТИМЫ»)»
и Дополнение - 3. «Краткая таблица внешних проявлений и свойств признака КВЕСТИМНОСТИ и ДЕКЛАТИМНОСТИ (в их зависимости от программирующих дифференцирующих (отдаляющихся) и интегрирующих (сближающихся) пространственно-временных связей и отношений)».
Выпуск 8-й, Дополнение-2 «Время в КВЕСТИМНОЙ и ДЕКЛАТИМНОЙ модели» и Дополнение-3 «Аспекты интуиции времени в эмоциональной схеме КВЕСТИМНОЙ и ДЕКЛАТИМНОЙ моделей». (Дополнение-1 в этом выпуске – «Технология интриги или реконструкция системы методом поиска альтернатив» – также имеет отношение к трагической истории Ричарда III: епископ Джон Мортон – «ИЭИ» (интуитивно-этический интроверт) – по этой схеме плёл интриги против короля Ричарда.).



В структуре модели КВЕСТИМОВ все экстравертные аспекты (на информационных моделях они обозначены чёрными символами) – ЭВОЛЮЦИОННЫЕ – приобретают конструктивное, перспективное направление развития аспекта (знак «плюс» перед символом), а интровертные (обозначаются белыми символами) – ИНВОЛЮЦИОННЫЕ – приобретают ретроспективное и реконструктивное (альтернативное, корректирующее) направление развития аспекта (знак «минус» перед символом аспекта).

В структуре моделей ДЕКЛАТИМОВ – наоборот: все экстравертные аспекты – ИНВОЛЮЦИОННЫЕ (знак «минус» перед чёрным символом аспекта), а все интровертные – ЭВОЛЮЦИОННЫЕ (знак «плюс» перед белым символом аспекта).

Аспект «интуиции времени» – интровертный аспект, моделирующий временные соотношения, соответствует способности отслеживать, моделировать или прогнозировать последовательность событий во времени и имеет различные ракурсы в КВЕСТИМНОЙ и ДЕКЛАТИМНОЙ моделях.

В КВЕСТИМНОЙ модели, программируемой далёкими пространственно-временными связями и отношениями, аспект «интуиции времени» (соционический символ аспекта: белый треугольник со знаком «минус») ориентирован на далёкие временные отношения и имеет инволюционную, ретроспективную, исследовательскую, реконструктивную направленность.

Архетипически (в структуре КВЕСТИМНОЙ модели) аспект «интуиции времени» (белый треугольник со знаком «минус») сочетается с аспектом эволюционной «этики эмоций» (соционический символ аспекта: чёрная ступенька со знаком «плюс»), что придаёт ему особую, ностальгическую или мечтательно-романтическую эмоциональную окраску. Корректирующее, ретроспективное, направление аспекта, позволяет глубоко сопереживать событиям далёкого прошлого и скрупулёзно, – в мельчайших подробностях и деталях исследовать их и реконструировать в настоящем, воссоздавая быт, колорит, эмоциональный настрой событий далёкого прошлого, реконструируя их реальную («день за днём», от прошлого к будущему), историческую ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ. Глубокое проникновение в далёкое прошлое, в сочетании с эмоциональным сопереживанием и аутентичным, стремящемся к предельной достоверности восприятием той или иной эпохи, свойственное инволюционному направлению аспекта «интуиции времени» КВЕСТИМНОЙ модели, позволяет условно называть этот аспект (или ракурс) времени ХРОНОЛОГИЧЕСКИМ, ИСТОРИЧЕСКИМ, ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИМ. (Рис.1)

В ДЕКЛАТИМНОЙ модели, программируемой близкими пространственными и временными связями и отношениями, аспект «интуиции времени» (белый треугольник со знаком «плюс») ориентирован на близкие пространственно-временные отношения и имеет эволюционную, перспективную, конструктивную направленность.

Архетипически совмещается с аспектом «деловой, оперативной» (технической) логики (обозначаемой чёрным квадратом со знаком «минус»), что придаёт ему ярко выраженный, деловой, прагматичный, технологический уклон. (Вплоть до того, что вообще работает «таймером» при аспекте деловой, технологической логики – создаёт временной режим для технологических процессов).

Прагматизм этого направления отражается и на психологических свойствах и качествах этого аспекта: исторические события в этом ракурсе воспринимаются как наглядный пример, как удобный для распространения какой-либо политически выгодной идеи поучительный материал, из которого можно извлечь практическую пользу: поучиться на чужих ошибках, использовать практический, методический опыт тех или иных политических технологий и т.д.

2. Время в квестимной и деклатимной модели

Исходя из
  • далёких и близких пространственно - временных связей КВЕСТИМНОЙ и ДЕКЛАТИМНОЙ моделей,

  • из стремления их форм к незавершённости (в КВЕСТИМНОЙ модели) и завершённости (в ДЕКЛАТИМНОЙ),

  • а также принимая во внимание инертные, дифференцирующие свойства КВЕСТИМНОЙ модели (с её стремлением разделению, распрямлению, разобщённости, расщеплению, расхождению, разъединению, разрушению)

  • и мобильные, гибкие, маневренные интегрирующие свойства ДЕКЛАТИМНОЙ модели (с её стремлением к объединению, воссоединению, возобновлению, восстановлению, воссозданию)
можно предположить, что и
  • ВРЕМЯ В КВЕСТИМНОЙ МОДЕЛИ ИНЕРТНО (ПАССИВНО), СТРЕМИТСЯ К НЕЗАВЕРШЁННОСТИ И НЕОБРАТИМОСТИ (и представляет собой разжимающуюся спираль, в каждой точке инертно стремящуюся к распрямлению (расширению, раскрытию, разделению, расщеплению, бифуркации) и образующему бесконечно большую, последовательно развивающуюся временную ось, формирующую материальный объект как открытый и беспредельный в своём развитии);

  • ВРЕМЯ В ДЕКЛАТИМНОЙ МОДЕЛИ МОБИЛЬНО (АКТИВНО) СТРЕМИТСЯ К ЗАВЕРШЁННОСТИ И ОБРАТИМОСТИ (и представляет собой сжимающуюся спираль, в каждой точке стремящуюся к замкнутости и завершённости на самой себе и образующую бесконечно малую частицу времени, формирующую материальный объект как замкнутый, сосредоточенный на самом себе и бесконечно углублённый в самого себя).

  • Протяжённость и цикличность времени в ДЕКЛАТИМНОЙ модели (+б.и.4) можно рассчитывать и учитывать, можно включать в работу (как технологический параметр), доводить до автоматизма: аспект интуиции времени в деклатимной модели реализуется аспектом технологической логики (+б.и./ -ч.л.). А любой технологический процесс можно заранее продумывать, рассчитывать, моделировать, восстанавливать и многократно воспроизводить.
    4 Обозначение символов: «б.и.» – «белая интуиция» – условное обозначение аспекта «интуиции времени» (по цвету символа), «б.с.» – «белая сенсорика» («сенсорика ощущений»), «ч.л.» – «чёрная логика» («деловая – оперативная, технологическая – логика»), «ч.э.» – «чёрная этика» («этика эмоций»). Знаки «+» и «–» обозначают ЭВОЛЮЦИОННОЕ (+) или ИНВОЛЮЦИОННОЕ (–) направление развития аспекта.

  • Время в ДЕКЛАТИМНОЙ модели задаёт технологические режимы, работает "таймером", "оператором", "контролёром", — "главным технологом". Время в ДЕКЛАТИМНОЙ модели — "технологическое", "оперативное" и конечно же "ОБЪЕКТИВНОЕ", подтверждённое объективными фактами время (+б.и./-ч.л.). Время в ДЕКЛАТИМНОЙ модели — ОБЪЕКТИВНЫЙ АСПЕКТ.

  • Протяжённость и цикличность времени в КВЕСТИМНОЙ модели трудно рассчитывать и учитывать (как технологически параметр), трудно включать в работу, трудно доводить до автоматизма (а во многих отношениях — вообще противопоказано!). Аспект интуиции времени в КВЕСТИМНОЙ модели реализуется аспектом этики эмоций (-б.и./ +ч.э.). А любой эмоциональный процесс очень трудно заранее продумывать, учитывать, просчитывать, восстанавливать, воспроизводить, доводить до автоматизма (потому, что тогда это уже будет не эмоция, а технология). Эмоции (эмоциональное развитие (созревание) личности (индивида) напрямую связано с его физиологическими циклами, возрастом, полом, с постоянно накапливаемым жизненным опытом, опытом переживаний и наблюдений, которые постоянно обновляются, заново переживаются и воспроизводятся последовательно и постепенно во времени. Включить их в технологический процесс можно, но довольно сложно, при этом поиск новых форм и их незавершённое обновление будет постоянно продолжаться (иначе это уже будут не эмоции, а "заезженная пластика").

  • Время в КВЕСТИМНОЙ модели — историческое, архаическое, консервативное, осевое и конечно же СУБЪЕКТИВНОЕ, поскольку опыт личных (лично известных) знаний и переживаний является в нём главной информационной составляющей. Время в КВЕСТИМНОЙ модели — СУБЪЕКТИВНЫЙ АСПЕКТ.

  • И точно так же, как технолог-ДЕКЛАТИМ должен быть уверен в чёткости и эффективности своих многократно испытанных методов, КВЕСТИМ (как творческий "эмоциональный технолог") может рассчитывать только на новизну и искренность своих чувств, на свою способность обновлять и переживать их заново. В противном случае они и для него, и для других (в плане приобретения жизненного опыта) не многого стоят.

3. Театр в ракурсе КВЕСТИМНОЙ и ДЕКЛАТИМНОЙ модели

Два ракурса аспекта «интуиции времени» задают определённое направление и другим информационным аспектам КВЕСТИМНОЙ и ДЕКЛАТИМНОЙ МОДЕЛЕЙ.

В структуре дифференцирующей, КВЕСТИМНОЙ модели, ориентированной на отдаление, разобщение, дифференциацию, под влияние ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО, ИСТОРИЧЕКОГО ракурса ИНВОЛЮЦИОННОГО аспекта «интуиции времени» в первую очередь попадает совмещённый с ним аспект эволюционной «этики эмоций» (обозначается «чёрной ступенькой» со знаком «плюс»), который включается в заданное им направление развития эмоциональных и художественных образов и составляет с ним один из базисных архетипов театрального жанра – жанр исторической (или романтической), драмы и высокой трагедии. (Рис. 3.)

В соответствии со «схемой отторжения», основанной на дифференцирующих свойствах КВЕСТИМНОЙ модели, в рамках этого архетипа герой решительно и смело бросает вызов окружающему его миру, противопоставляет себя ему и всему происходящему в нём.

И предстаёт перед зрителем (или самим собой):
  1. добровольным, изгнанником, не желающим иметь ничего общего с враждебным ему обществом – не понятый или отвергнутый им (как, например, Чацкий);

  2. мятежной, страдающей душой (этакий, байроновский персонаж);

  3. героем - одиночкой, вынашивающим великие идеи, не понятые человечеством, не принятые им, но способные осчастливить его;

  4. одиноким путником, следующим за своей путеводной звездой;

  5. рыцарем "без страха и упрёка", странствующим в поисках правды и справедливости, готовым взвалить на свои плечи любую посильную и непосильную ношу и терпеливо переносить все испытания, ниспосланные ему судьбой (как, например, Дон-Кихот);

  6. доблестным воином, бесстрашно сражающимся с бесчисленным множеством врагов в этом изначально враждебном для него мире;

  7. бунтарём, бросающим вызов судьбе, пробивающимся через тернии к звёздам и т.д.
В ДЕКЛАТИМНОЙ модели, программируемой близкими пространственными и временными отношениями, аспект эволюционной «интуиции времени» (белый треугольник со знаком «плюс») архетипически совмещается с аспектом «деловой, оперативной (технической) логики» (обозначается чёрным квадратом со знаком «минус»). При этом аспект инволюционной «этики эмоций» (обозначается чёрной ступенькой со знаком «минус») в рамках этой системы вытесняется на подчинённые позиции и начинает «служить» политическим технологиям своего времени (Рис. 4).

Свой базисный архетип (для своей собственной системы приоритетов) инволюционный аспект «этики эмоций» создаёт, совмещаясь с аспектом эволюционной «сенсорики ощущений» (соционический символ: белый круг со знаком «плюс»), ориентированный на близкие пространственные отношения, и в паре с ним образует информационную модель, антагонистичную аспектам интуиции времени (обоих ракурсов) и связанным с ними системами координат (Рис. 4, 6).

В связи с этим аспект инволюционной «этики эмоций» часто выступает "пересмешником" исторических событий, перевирает их и представляет в том ракурсе и в той интерпретации, которая угодна толпе и соответствует наиболее распространённому, престижному и выгодно оплачиваемому общественному мнению. В общественном сознании эта модель проявляет себя в виде быстро распространяющихся возмутительных сплетен, фантастически нелепых слухов, оскорбительных, скабрезных анекдотов, касающихся той или иной известной или влиятельной персоны, а потому очень успешно используется политтехнологами как инструмент «чёрного пиара».

В рамках сценического жанра эта модель порождает самые изощрённые формы бесстыдной, площадной, балаганной комедии, или примитивной и пошлой политической агитки. В лучших своих образцах возносится к жанру поучительной, классической комедии (Рис.5), где, в соответствии со схемой интеграции и объединения ДЕКЛАТИМНОЙ модели, происходит:
  1. агрессивное, ("методически эффективное", "технологически выверенное") воспитательное воздействие окружающей среды на героя с последующей "перековкой" его характера и насильственной "перестройкой" системы приоритетов и ценностей;

  2. добровольное или вынужденное (как в «комедии пощёчин») сближение героя с окружающей его (непременно позитивной) средой;

  3. добровольно-принудительное признание героем реального превосходства (некогда враждебной ему) окружающей его среды, подчинение её влиянию и успешное воссоединение с ней ко всеобщей радости окружающих.


Если герой не исправляется, он погибает, но зритель его не оплакивает – даже наоборот, радуется: «неисправленных – в расход!». В этом случае комедия превращается в трагифарс (поскольку жанр высокой трагедии с этой комической, пропагандистской моделью архетипически не совмещается).

В собственной системе ценностей «музы» этой социально ангажированной, «заказной» (а в упрощённом варианте – балаганной и пошлой) комедии, аспект интуиции времени (в ракурсе которого отслеживаются события) является технологическим подспорьем социального заказа, и не более того (Рис.6).

Два фильма о Ричарде III как раз и являют собой образец этих двух противоположных схем сценического воплощения КВЕСТИМНОЙ и ДЕКЛАТИМНОЙ модели, связывающих нас с двумя интуитивными ракурсами:

1). ИСТОРИЧЕСКИМ – высоким, трагическим, стремящемуся к глубокому пониманию, происходящих в определённый отрезок времени событий, и

2). ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ (или политтехнологическим) – комическим, «воспитательным», – переносящим, исключительно в назидательных целях) время действия средневековой исторической драмы в двадцатый век.

КВЕСТИМНЫЙ ракурс идеально представлен выдержанным в строгой, исторической манере фильмом "Ричард III" сэра Лоуренса Оливье5 (постановка 1955г.).
5 Психотип: "ЭИЭ" (этико-интуитивный экстраверт), КВЕСТИМ по психологическому признаку.
Уважительное отношение к историческому и литературному материалу, высочайший профессионализм игры и режиссуры, художественные достоинства постановки, достоверность исторических костюмов и декораций сделали этот фильм настоящим шедевром, – лучшей и непревзойдённой экранизацией шекспировской трагедии.



ДЕКЛАТИМНЫЙ вариант представлен экранизацией Ричарда Локрейна (1995 года), с Йеном МакКелленом6 в главной роли.
Выполненный в духе омерзительно-пошлой «агитки», этот фильм является ярчайшим примеров характерной для «балаганной драматургии» "кривдо - прикольной" трактовки исторических сюжетов, ставящей целью не только «провести параллели между настоящим и прошлым», приблизив события той эпохи к современности (деклатимное прочтение), но и жестоко высмеять тиранию в лице главного персонажа этой трагедии.
6 Психотип: «ЛСИ» (логико-сенсорный интроверт), ДЕКЛАТИМ.

А вместе с этим и очернить (в назидательных целях) память выдающегося гуманиста, прогрессивного реформатора, мудрого и демократично правителя, каковым и являлся в действительности исторический Ричард III. Вот уж, где авторы фильма точно "хватили лишнего", во всех отношениях и со всех сторон. С педантичной точностью, вводя зрителя в исторический "курс дела" происходящих на экране событий, они сразу же после титров: «Англия, ХV век, война "Алой и Белой Розы"» вывели на экран танк, из танка вылез человек в противогазе и расстрелял из пистолета английского короля Генриха VI, который ушёл из жизни в 1471 году. После этого снял противогаз (а лучше бы не снимал) и произнёс перед благородным собранием в микрофон свою программную речь: "Здесь нынче солнца Йорка злую зиму в ликующее лето превратило…" 7 — так величайшая из трагедий, когда - либо выходивших из - под пера гениального английского драматурга, превратилась в дешёвый фарс.
7 Начальная строка из первого монолога Ричарда в трагедии Шекспира "Ричард III", в переводе Анны Радловой.

Танки и автомобили — это ещё "цветочки"! По ходу фильма выяснилось, что к 1485 году у англичан уже была военная авиация, и вся она в полном составе участвовала в битве при Босворте, 22 августа 1485 года, после которой произошла очередная смена династий. Династию Йорков снова (и теперь уже окончательно) вытеснила династия Ланкастеров, а её потомок – он же побочный правнук (а по иным версиям – внук) французского короля Карла VI, Безумного – граф Генрих Ричмонд Тюдор основал династию Тюдоров и стал в ней первым королём, Генрихом VII.

Английский школьник, посмотрев этот фильм, может с полным основанием гордится техническими достижениями своей страны. Которая, возможно, и тогда уже "в области диковин" была "впереди планеты всей".

С другой стороны, почему бы и не "подшутить" над зрителем и над историей, если английскую историю к временам Шекспира всё равно переврали? Почему бы её и дальше не извратить, не перекрутить и не перекорёжить до абсолютного, ни с чем не сравнимого абсурда, если последние пятьсот с лишним лет над этой темой не глумился и не "прикалывался" по «полной программе» только, разве что, начисто лишённый чувства юмора человек?

И потом, если всё равно уже начали искажать исторические факты пятьсот лет назад, "конформности ради", то почему бы сейчас, "прикола ради", не поддержать всё ту же традицию и не приписать несчастному и ни в чём не повинному государю – лучшему из королей Англии (и одному из лучших правителей за всю историю человечества!), преданному своими же военачальниками на поле битвы, все те преступления, которые совершали его враги и узурпаторы его трона, и которых он в помине не совершал?! И совершить не мог, потому, что был совершенно другим человеком.

4. Предыстория в деталях

«Средь оплывших свечей и вечерних молитв,
Средь военных трофеев и мирных костров
Жили книжные дети, не знавшие битв,
Изнывая от мелких своих катастроф…»
Владимир Высоцкий,
«Баллада о борьбе»).


Ему было три года от роду, когда его отец — Ричард Плантагенет, герцог Йоркский8, прямой потомок английских и французских королей (Плантагенетов и Капетингов) поднял восстание против тирании английской королевы Маргариты Анжуйской9 — безумной жены безумного короля Генриха VI (психотип: этико – интуитивный интроверт, ЭИИ).
8 Психотип: логико-интуитивный экстраверт – «ЛИЭ» (Ричард III унаследовал психотип своего отца)
9 Психотип: этико-интуитивный экстраверт – «ЭИЭ».

Маргарита была тем "утешительным призом", который Англия получила из рук французского короля Карла VII в конце столетней войны в качестве компенсации за понесённые потери и провинции, отвоёванные Жанной д'Арк. Но "утешительный приз" оказался "Троянским конём" и "миной замедленного действия". (В те времена, ведь, как было заведено: прибывает корабль с очередной французской принцессой, а на борту половина её челяди уже подготовлена для выполнения "деликатных дипломатических поручений" спецслужбами того времени. И, тем не менее, традиция жениться на французских принцессах в Англии продолжалась из века в век. И оставалась в силе даже во времена Столетней войны. Так что, старые "развед. кадры" в избытке пополнялись новыми, и работали бесперебойно, как хорошо отлаженный механизм.)

"Дитя Столетней войны", принцесса Маргарита Анжуйская (психотип «ЭИЭ») в этом смысле не была исключением. Дочь неаполитанского короля Рене, союзника Франции, она люто ненавидела Англию и англичан. И взойдя на трон, сделала всё возможное, чтобы в кратчайший срок подчинить Англию французскому политическому влиянию и сделать её кормушкой для себя и целого ряда мелкопоместных дворян, прибывших вместе с ней и активно работающих на неё и её французских "патронов". Во время Столетней войны она за большие деньги продавала французам военные секреты англичан. По её настоянию часть исконно английских земель на континенте – графства Анжу и Мен – были отданы Франции. По её требованию Англия после войны выплачивала астрономические, по тем временам, репарации Франции и её родному Неаполитанскому королевству, которое в середине XV века бурно развивалось и отстраивалось на эти средства.

О жестокости, коварстве и алчности этой дамы ходили леденящие кровь легенды.
"Коварная ехидна", "сердце тигра в женской оболочке", "французская волчица", — всё это были мелкие сравнения. Её настоящей сущностью была "Иезавель" — женщина – демон, самый мрачный и самый одиозный персонаж в Библии. И "подвиги" её были подстать этой сути. Заговоры, интриги, подкупы, "заказные убийства", массовые казни без суда и следствия — были типичным стилем её правления.

После войны она утопила Англию в крови своих бесконечных репрессий, беспрецедентно жестоких даже для того времени.

Медленно, но верно она превращала страну в настоящий концлагерь, поставив англичан в невероятно унизительные условия. Она была столь озлоблена на англичан и столь завистлива к чужому достатку и благополучию, что ею были введены ограничения на количество и качество одежды, которой имел право располагать каждый поданный её королевства.

Женщинам - простолюдинкам запрещалось иметь больше одного платья. Но и оно обязательно должно было быть чёрного цвета. Нижнего белья разрешалось иметь не более одной пары. Две сорочки, один чепчик и не более того. (Как в тюрьме.)

Дворянки имели право только на три платья. Зимой они обязаны были носить одежду только голубых тонов, летом допускалось разнообразие. (Такой ужас английским дамам даже в кошмарном сне не снился,— ни до, ни после!)



Эти меры (в дополнение к её репрессиям) переполнили чашу терпения английских дворян. Посчитав их доказательством безумия королевы, благородные английские рыцари встали на защиту своих личных и национальных интересов. Объединившись вокруг самого могущественного из всех альтернативных претендентов на престол Ричарда Плантагенета, герцога Йорка и его старших сыновей, они организовали партию сопротивления тирании под эмблемой девственно-чистой Белой Розы – символ пречистой Девы Марии.

Кроваво красную розочку взяла на вооружение партия Ланкастеров, перехватившая, за пятьдесят лет до этих событий, право престолонаследия в династии Плантагенетов и поддерживающая в то кровавое время правящую чету двух коронованных безумцев — умалишённого короля Генриха VI (внука Карла Безумного) и его жену, патологическую изуверку, кровавую королеву Маргарет.

С трёхлетнего возраста и до самой своей смерти в 1485 году младший из сыновей герцога Йорка, будущий король Англии Ричард III, был современником, а с двенадцати лет и участником войны Роз.

Ему было восемь лет от роду, когда 30 декабря 1460 года в сражении при Уэйкфилде от рук Ланкастеров, вероломно нарушивших рождественское перемирие, погиб его старший брат Эдмунд, граф Ретленд и был захвачен в плен и жестоко казнён его отец, герцог Йорк. (По историческим данным, выведенным и в трагедии Шекспира, королева собственноручно казнила герцога Йорка, предварительно «короновав» его «бумажным венцом»10, после чего его изуродованную голову прибили к воротам его наследной вотчины — города Йорка.)
10 Под этим "бумажным венцом" зритель в шекспировских времён мог подразумевать раскалённый железный обруч, которым было принято в те времена казнить "самозваных" претендентов на королевский престол, после чего головы казнённых выставлялись на обозрение. В драме Шекспира "Генрих VI" королева Маргарита собственноручно возлагает на голову Йорка «позорный» венец, а затем наносит ему несколько ударов кинжалом.


Известие о поражении и смерти лидеров не сломило сопротивления Йорков. И уже в следующем году старший из оставшихся сыновей — Эдуард, граф Марч11, возглавив партию, разбил армию Ланкастеров 2 февраля 1461 года, в битве при Мортимер Кросс, а 4 марта был провозглашён в Лондоне королём Эдуардом IV.
29 марта того же года Эдуард завершил разгром ланкастерских войск в битве при Таутоне, а затем вернулся в Лондон и 28 июня был коронован в Вестминстерском Аббатстве.

Его девятилетний брат Ричард, получивший в том же, 1461 году, титул герцога Глостера, стал ближайшим сподвижником и надёжной опорой молодого короля. Несмотря на свой юный возраст, он сумел проявить себя храбрым воином и талантливым полководцем, не знающим поражений. (Шекспир во второй части драмы "Генрих VI" выводит его успешным участником боёв в возрасте 7 – 8 лет. А если верить высказываниям современников (и словам его матери, в пьесе «Ричард III»), он взял в руки меч раньше, чем погремушку в младенческом возрасте).
11 Психотип: сенсорно - этический экстраверт – «СЭЭ».


5. Его университеты

"Детям вечно досаден
Их возраст и быт,-
И дрались мы до ссадин,
До смертных обид.
Но одежды латали
Нам матери в срок,
Мы же книги глотали,
Пьянея от строк..."
(Владимир Высоцкий.
«Баллада о борьбе»)


Все "университеты" молодого принца действительно были пройдены на полях сражений и в перерывах между ними. И то великолепное, классическое образование, которое потом помогло ему стать одним из выдающихся правителей-реформаторов своего времени, он получил, "не слезая с коня" – «между делом», или в короткие промежутки мирного времени.

Судя по его успехам (а так же по приоритетам его психотипа, – по лозунгу «время дорого, время не ждёт»), он использовал любой, мало-мальски стабильный отрезок времени для пополнения и совершенствования своего образования.

Как и вся его дальнейшая жизнь, детство Ричарда было богато событиями и впечатлениями.

Помнил он и спокойное мирное время, проведённое в его родовом замке Фотерингей, в обществе старшего (на три года) брата Джорджа и старшей (на шесть лет) сестры Маргарет, ставшей впоследствии герцогиней Бургундской, женой герцога Карла Смелого.



Помнил Ричард и первую встречу со своими старшими братьями – шестнадцатилетним Эдмундом, графом Ретлендом и семнадцатилетним Эдуардом, графом Марчем, когда отец, в целях безопасности, весной 1459 года, перевёз всю семью в замок Ладлоу.

Не считая тождественных отношений с отцом (совпадающие – «тождественные»– психотипы «ЛИЭ»), лучшая психологическая совместимость у Ричарда была с Эдуардом (психотип «СЭЭ», отношения активации).

Ричард сразу же привязался к добродушному и весёлому Эдуарду, который вечно затевал с ним какую-нибудь шумную возню: тискал его, как маленького, подхватывал на руки, высоко подбрасывал, кружил12. Своих детей у Эдуарда тогда ещё не было, но он уже вполне созрел для отцовства, и ему нравилась возиться с маленьким Ричардом.
12 Здесь и дальше психологические описания даются на основании моделей поведения заявленных психотипов, в соответствии с существующими типологическими характеристиками и составляющими их психологическими признаками.


Ричард рос общительным, бойким, смышленым мальчиком. С ранних лет проявлял разностороннюю любознательность, живой и не по годам развитый интеллект, безупречную честность, отзывчивость, великодушие, доброту, прилежание, выносливость, невероятную силу и отвагу. Последние качества Эдуард особенно высоко в нём ценил. Ему нравилось подбивать Ричарда на различные военные состязания, – испытывать его силу, ловкость, подвижность, остроту глаза и быстроту реакции. Ричард уже тогда подавал задатки великолепного фехтовальщика. Эдуарду нравилось мериться с малышом силой и отвагой, в шутку бороться с ним, учить его стрельбе из лука, приёмам рукопашного боя и борьбы. Ричард с восторгом подхватывал все его затеи и боролся с Эдуардом всерьёз, обнаруживая необычайную для его возраста смелость, стойкость, силу духа и волю к победе.

Впечатления детства для Ричарда были яркими, светлыми, радостными и многоцветными, как витражи в Фотерингейском соборе.

Но были и другие, – ужасные, страшные воспоминания, которые мучили его, как кошмарный сон.

Помнил Ричард ту страшную ночь, 12 октября 1459 года, когда он вместе с матерью и братом Джорджем прятался в потайной комнате замка Ладлоу, спасаясь от бесчинства ланкастерских воинов. В ту ночь большая часть их сподвижников под предводительством предателя Эндрю Троллопа перешла на сторону короля Генриха. В доказательство своей лояльности они передали Ланкастерам план готовящегося сражения. Герцог Йорк и его сыновья, Эдуард и Эдмунд, его шурин, граф Солсбери и племянник, граф Уорвик, едва успели бежать, оставив герцогиню и двух её младших сыновей, – Джорджа и Ричарда на милость победителей. Опасаясь жестокой расправы, герцогиня Йоркская укрылась с сыновьями в убежище и этим спасла жизнь им и себе. Захватив замок Ладлоу, королева Маргарита Анжуйская была беспощадна. Видя, что главным бунтовщикам удалось скрыться, она приказала солдатам грабить замок и истреблять всех подряд. Герцогиня и двое её сыновей тогда чудом сумели спастись, отсидевшись в укрытии.

Помнил Ричард и то, как они выбирались из замка потайными ходами, помнил, как они добирались окольными путями до Ковентри, поминутно рискуя быть узнанными и захваченными. Помнил, как искали приюта у своих родных и от них узнали, что всё имущество их семьи захвачено и конфисковано, а сами они объявлены вне закона.
Помнил Ричард и то, как они все втроём - он, его мать и брат Джордж, были взяты под стражу, а затем отвезены под надзор в дом его тётки - старшей сестры его матери, герцогини Анны Бэкингемской, муж которой сражался на стороне Ланкастеров.

Помнил Ричард и то время, когда они с Джорджем были вверены попечению Томаса Берчера, архиепископа Кентерберийского, в доме которого они некоторое время жили. Старший брат Эдуард тогда их проведывал каждый день. Заявлялся со всей своей свитой и заполнял собою весь дом. Чуть только придёт, и начинается пир! Аппетит у братика был отменный! Ел без устали и разговаривал без умолку. О своих победах он мог рассказывать день и ночь. Мог конечно приврать, приукрасить историю, но без этого не обойтись! Часто сбивался с одной темы на другую, а потом ту же историю пересказывал уже по - новому. Но зато говорил он так ярко и образно, что Ричарду казалось, будто он сам принимал участие во всех этих битвах, сражался бок о бок с братом и сам был свидетелем этих событий. Подперев ладошкой щёку, он с восторгом глядел на старшего брата, впитывал каждое его слово и представлял себя таким же большим, храбрым и сильным воином, – отважным участником тех великих сражений.

Как он хотел тогда поскорей вырасти и воевать под знамёнами Йорка, рука об руку со старшими братьями и отцом! Всё волновался, что Ланкастеров разобьют раньше, чем он успеет подрасти (как об этом ему говорил его братец Джордж).

Помнил Ричард и то счастливое для Йорков лето 1460 года, когда его брату Эдуарду и кузену Ричарду Невиллу, графу Уорвику, 10 июля в сражении при Нортхэмптоне удалось разбить войска Ланкастера и взять в плен короля Генриха VI, после чего его отец смог вернуться из Ирландии и претендовать на корону. Помнил счастливое время торжеств и празднеств по этому поводу. Помнил себя, сидящим рядом с отцом за столом, и свою маленькую ладошку у него на руке…



Помнил Ричард и тот удар, который чуть не сокрушил его отца, в очередной раз столкнувшегося с изменой.
Когда его отец, герцог Йорк, явился 10 октября 1560 года в Вестминстер Холл, чтобы занять престол, в соответствии с заранее достигнутыми договорённостями, когда он уже и руку на трон возложил, полагая, что вопрос о его притязаниях решён окончательно и бесповоротно, тут-то его и «подрезали» самым коварным образом, деликатно спросив: «А вы не хотите прежде поздороваться с королём, милорд?». И Йорк понял, что королём здесь всё ещё считают слабоумного Генриха VI, а не его, – энергичного, мудрого, деятельного, справедливого человека, готового свою жизнь и жизнь своих детей положить за свободу и процветание Англии! Потрясённый этой нелепостью, он не сразу нашёл, что ответить и в молчании покинул собрание.

Но зато дома дал выход своему раздражению. Ричард, которому только неделю назад исполнилось восемь лет, видел, как отец бушевал, раскрасневшись от гнева , как сжимал кулаки и стучал ими по столу, как кому - то грозил пальцем, а потом ходил взад - вперёд по комнате, отталкивая от себя слуг. Видел, как он сдёргивал занавески, пытаясь открыть окно, как хватался за оружие, чуть только кто - то входил в комнату, как отпихивал ногой мебель, сбрасывал на пол посуду, когда ему подносили питьё… И всё время говорил, говорил, отчаянно жестикулируя, словно хотел кого - то переубедить. Видел, как тщетно пыталась успокоить его мать, пытаясь отвлечь от мрачных мыслей.

Помнил Ричард и то злополучное рождество в замке Сэндэл, в декабре 1460 года. Когда провизии на всех не хватало, но отец со дня на день ожидал подкрепление, поэтому праздники решили не прерывать. В разгар торжества войска Ланкастеров нарушили рождественское перемирие, о котором сами же и просили. 30 декабря они окружили замок и обманным путём, – условленным сигналом йоркистов, выманили герцога Йорка из его укрытия. Предполагая, что он едет на встречу к друзьям, герцог взял с собой только очень небольшой эскорт, который тут же был окружён и разбит. В схватке погиб и старший брат Ричарда, граф Эдмунд Ратленд, сопровождавший отца, и брат матери – Ричард Невилл, граф Солсбери, и его сын, Томас Невилл. Сам герцог был захвачен в плен и собственноручно казнён кровавой Маргаритой Анжуйской.

Помнил Ричард и ту оглушающую, мёртвую пустоту, которая свалилась на него вместе с этим ужасным известием. Помнил и то, как стоял, забившись в угол огромного, тёмного зала, за высокой, тёмного дерева, перегородкой. Тогда же впервые (но не в последний раз в жизни), ощутив настоящее горе, он, по детской слабости своей, дал волю слезам. И тогда же решил про себя, что став воином, он ни за что не позволит себе сдаться в плен, – предпочтёт позору славную смерть в бою. (Что и было исполнено им в сражении при Босворте).

Помнил Ричард ту панику и суету, с которой, опасаясь за жизнь сыновей, собирала в дорогу их мать, герцогиня Йоркская, отправляяcь вместе с ними в Утрехт, в январе 1461 года.
Помнил и радостное известие о победе Эдуарда, 2 февраля, в битве при Мортимерс Кросс, которое они получили в том же году. Все тогда радовались успехам брата, и маленький Ричард радовался больше всех. А потом что - то не задалось, и им принесли весть о поражении графа Уорвика во второй битве при Сент-Олбенсе, 17 февраля. Помнил он и переезд вместе с Джорджем в Бургундию, который за этим последовал.

Помнил Ричард и праздничную, благополучную, спокойную жизнь при дворе Бургундского герцога Филиппа III, Доброго. Потому, что именно здесь он получил необычайно сильный эмоциональный, культурный, эстетический и идеологический заряд, оказавший влияние на становление его личности и формирование его убеждений. В Бургундии Ричард быстро освоился и даже начал говорить по-фламандски, – как это бывает с общительными детьми – ЛОГИКАМИ - ИНТУИТАМИ -ДЕКЛАТИМАМИ, с их хорошей памятью, способностью к системному анализу и быстрой интеграцией в окружающую среду.).

Для восьмилетнего Ричарда герцог Филипп, по сути, явился квазитождественным социальным заказчиком13: рыцарские традиции, сказочно яркая обстановка его двора, пышные праздники, балы и турниры – весь этот красочный антураж культуры рыцарства, произвёл на Ричарда неизгладимое впечатление. В этой связи и сама Бургундия казалась ему сказочно благополучной страной – благословенным краем, каким он хотел бы видеть и свою родную Англию, а Филипп Добрый – идеальным правителем, каким бы хотелось стать и ему самому.
13 За отсутствием сколь-нибудь существенного социального заказа со стороны «ИЭЭ» (психотип, оказывающий сильное воздействие на «ЛИЭ»), ЛИЭ (психотип Ричарда) может получить идеологически мощный социальный заказ со стороны очень сильно влияющего на него «ЭИЭ» – психотипа, квазитождественного его соцзаказчику, ИЭЭ.


6. Социальный заказ из Бургундии
Блестящий и пышный двор Филиппа Доброго (психотип «ЭИЭ») в ту пору был одним из самых блистательных центров культуры и искусства Западной Европы. При дворе герцога Бургундского работали лучшие художники и мастера станковой живописи той эпохи – Ян Ван Эйк и Рогир Ван дер Вейден.

Филипп III, Добрый был сказочно богат и мог позволить себе всю ту изысканную, утончённую роскошь, о которой в то время не смели мечтать правители других стран Европы. Филипп III был большим ценителем красоты и изящных искусств. Он собрал огромную коллекцию произведений живописи, гобеленов, скульптур и многих других видов художественных изделий голландских и фламандских мастеров.

Филипп обожал музыку, и устроил в своём дворце самую лучшую в Европе капеллу, которая в период его правления славилась своими концертами и стала выдающимся музыкальным центром Западной Европы. Здесь интенсивно развивалась Бургундская музыкальная школа композиторов и певцов, которая соперничала с итальянской. Жиль Беншуа, Робер Мортон, а позже и Гийом Дюфаи, – известнейшие композиторы XV века исполняли свои сочинения в придворной капелле Филиппа III.

Маленькому Ричарду тогда казалось, что он попал в сказку, в фантастический, волшебный мир. Лучшие произведения музыкального и изобразительного искусства той эпохи производили на него сильнейшее впечатление, наполняли его ум и фантазию самыми яркими и многоцветными образами. (Искусство и музыка с той поры на всю жизнь останутся для него отрадой и отдохновением души. Став королём, он будет покровительствовать искусству, архитектуре и музыке, соберёт у себя во дворце небольшой оркестр самых искусных музыкантов страны и будет устраивать в капелле и во дворце музыкальные вечера – неслыханное новшество для английского двора, по тем временам.)

Идеи рыцарства, которые усиленно развивал при своём дворе Филипп Добрый, основавший в 1430 году Орден Золотого руна, воспламеняли воображение юного Ричарда, наполнили его яркими образами рыцарской романтики. Ричарду не терпелось поскорее стать рыцарем. Всё самое лучшее, в его понимании, было связано с законами рыцарства и кодексом рыцарской чести, который, наряду с христианскими заповедями, на всю жизнь станет для него мерилом нравственных ценностей – руководством к действию в самых сложных этических ситуациях.

Великолепные зрелища блестящих, рыцарских турниров, в которых участвовали самые прославленные воины того времени, предшествующие им пышные парады и красочные церемонии, без которых не обходился ни один праздник при Бургундском дворе, производили на Ричарда неизгладимое впечатление. С восторгом и восхищением смотрел он на построение рыцарей в сверкающих доспехах перед началом турниров. С напряжённым вниманием следил за ходом боёв, переживая вместе с участниками их победы и поражения. А в перерывах между боями разглядывал их гербы и девизы на щитах и знамёнах. (Став королём, он учредит первую в Европе «Коллегию вооружений», предшествующую первой в Англии Военной Академии, в которую включит и «Школу геральдики» с коллекцией гербов и штандартов, и «Коллекцию вооружений», включающую все виды оружия, начиная с самых древних, собранную им самим).



Идея крестового похода, которую тогда обсуждали при дворе Филиппа Доброго, будоражила его детское воображение. В 1454 году Филипп Добрый захотел пойти крестовым походом на Османскую империю, отвоевать и отстроить Иерусалим, но всё как-то не решался, зато Ричарду этот замысел пришёлся по душе. И он предполагал воплотить его в будущем, – намеревался подобно Ричарду Львиное Сердце, сходить в крестовый поход, мир посмотреть и себя показать. Эта идея так запала ему в душу, что в день своей коронации (6 июля, 1483 года), в программной речи он объявил, что «будет воевать с турками, равно как и с другими своими противниками».

Весь этот утончённо - изысканный духовный мир того времени, пронизанный радужными красками высокого, рыцарского романтизма, окажет сильнейшее влияние на становление личности будущего короля РичардаIII. А богатейшее герцогство Бургундское – эта «жемчужина» Позднего Средневековья,– навсегда останется для него «сказочным воспоминанием" – "волшебным царством его детства» – местом, где рождаются и сбываются самые фантастические мечты.

Помнил Ричард и приятные хлопоты – сборы во время их с братом возвращения в Англию.
Когда весть о победе йоркистов в битве при Таутоне достигла Бургундии, герцог лично с почётным эскортом отправил его и Джорджа в Кале, а оттуда они отправились во дворец Шен, где их уже ждал Эдуард и устроил в их честь торжественный приём.

В этот день радость малышей была беспредельна! Брат-король облагодетельствовал их так, как никто никогда не одаривал своих братьев за всю историю человечества 14! Каждый из них стал рыцарем благороднейшего Ордена Бани. Для Ричарда это было волнующее, незабываемое событие! Но и это было ещё не всё!
28 июня, в Вестминстерском Аббатстве, в Лондоне, новообращённые рыцари Джордж и Ричард, присутствовали на коронации их брата короля. Эдуард дал Джорджу титул герцога Кларенса, а Ричарду титул герцога Глостера, сделав обоих рыцарями Ордена Подвязки. Церемония возведения в герцогский сан состоялась позднее, осенью – в День Всех Святых, в их фамильном замке Фотерингей, в семейной церкви Всех Святых.

Брат Эдуард раздавал земли и титулы, словно рождественские подарки, счастливым малышам. (Но в этом был весь Эдуард – уж, если одаривать, так сполна и всех сразу, осыпая щедротами, от которых захватывало дух!)
14 Потому, что это надо было быть Эдуардом IV (СЭЭ)– английским королём и безмерно щедрым, любвеобильным человеком широкой души, до умопомрачения обожающим своих младших братьев.


В восемь лет Ричард стал единовластным правителем богатейшего и старейшего герцогства в Англии. Но взяв на себя этот титул, он получил и неблагоприятную карму. Старшие братья навалили на бедного ребёнка то, от чего сами бы отказались. Никто из них не хотел принимать на себя этот сан, поскольку судьба двух предыдущих герцогов Глостерских была печальна: они оба умерли насильственной смертью. Та же участь ожидала и Ричарда. И возможно, маленький Дик об этом знал и подсознательно чувствовал, что так и будет. Он всю жизнь готовился умереть в бою, – готовил себя к смерти, которая придёт неожиданно, в самый нежелательный для него день и час.

Это же чувствует и шекспировский Ричард в драме «Генрих VI»:
«Пусть, Кларенс буду я, а Глостер – Джордж;
В том герцогстве есть что - то роковое» – говорит он своему брату Эдуарду На что тот его грубо обрывает:

«Молчи! Вот безрассудные слова!
Ричард, будь герцог Глостер. Едем в Лондон
И почестями всеми насладимся!»

Для Эдуарда началось счастливое время празднеств и торжеств, связанных с его вступлением на престол. Ричарду же пришла пора подумать о своей будущей миссии, – о наделённой высокой ответственностью роли правителя. И о хорошем, наилучшем для того времени, образовании, которое поможет ему справиться со всеми трудностями на этом пути.

7. Первые успехи Ричарда

«Липли волосы нам на вспотевшие лбы,
И сосало под ложечкой сладко от фраз,
И кружил наши головы запах борьбы.
Со страниц пожелтевших слетая на нас.»
(Владимир Высоцкий, «Баллада о борьбе»)


Определённо ошибался Томас Мор, когда описывал малолетнего Ричарда угрюмым и нелюдимым ребёнком. И, прежде всего потому, что по своему психотипу Ричард был логико - интуитивным экстравертом («ЛИЭ»).

В пользу этого говорят и сохранившиеся документы его деловой переписки, напрямую указывающие на его психотип. Сохранились прижизненные портреты его брата Эдуарда (короля Англии, Эдуарда IV) с ярко выраженными признаками психотипа «СЭЭ» (сенсорно- этического экстраверта). Сохранились и описания отношений Ричарда с Эдуардом, полностью укладывающиеся в схему интертипных отношений активации (что само по себе уже позволяет безальтернативно идентифицировать его психотип). В пользу этой версии говорят и многочисленные портреты, списанные с прижизненных портретов Ричарда III, сохранившие (несмотря на попытки изуродовать и исказить внешность молодого короля) один и тот же типаж – «ЛИЭ». Об этом свидетельствует и самый известный из всех сохранившихся его портретов, хранящийся в Лондоне, в Национальной Портретной Галерее, на котором Ричард III изображён как типичный «ЛИЭ». Сохранился и юношеский, прижизненный – восхитительно красивый его портрет, где психотип ЛИЭ проявляется наиболее ярко.

Угрюмых и нелюдимых детей - ЛИЭ в природе нет! Потому что такими они не могут быть по определению, – по особенностям своего психотипа и набору составляющих его психологических признаков, из которых признаки ПОЗИТИВИЗМА, ЭМОТИВИЗМА, ДЕМОКРАТИЗМА, ЭКСТРАВЕРСИИ, ДИНАМИКИ, СТРАТЕГИИ и ДЕКЛАТИМНОСТИ проявляются наиболее ярко.

Ричард, судя по многим фактам его биографии, в этом плане, тоже не составлял исключения. И, в соответствии со всеми вышеперечисленными признаками, присущими его психотипу, был живым, обаятельным, очень милым, подвижным ребёнком, открытым, общительным, доброжелательным, компанейским. Был демократичен и прост в общении, легко сходился с людьми, легко заводил друзей, быстро собирал вокруг себя компанию и становился её лидером и душой. (Сказывалось проявление признаков ЭКСТРАВЕРСИИ, ПОЗИТИВИЗМА, ДЕМОКРАТИЗМА, ЭМОТИВИЗМА). Скучать ему не приходилось: в соответствиями с особенностями своего психотипа, он был деятельным непоседой, – затейником, выдумщиком, неутомимым экспериментатором (от которого нужно было подальше прятать кремень и огниво), исследователем, испытателем, мастером весёлых розыгрышей и безобидных подначек.

А это значит, что, отправившись в 1461 году в замок Миддлхэм, ко двору графа Уорвика, с целью обучиться всему, что следует знать и уметь благородному принцу, Ричард, по прибытии на новое место, не забился в тёмный угол, подальше от света и назойливого общения, как это сделал бы угрюмый и нелюдимый ребёнок, а быстренько обследовал весь замок, со всеми перезнакомился и подружился. Наведался в технические и служебные помещения. Побывал в оружейной мастерской и проследил за технологическим процессом. Попытался сходу, наобум, дать мастеру несколько «ценных советов» альтернативного свойства (в порядке проверки убеждённости мастера в правильности выполняемой им работы, как это обычно делают взрослые и дети - ЛИЭ – логико - интуитивные экстраверты).
Исследовал архивы, библиотеки, прошёлся по конторским помещениям, побывал на кухне, на конюшне, на псарне. Присмотрел для себя пару - тройку породистых скакунов. Подружился с симпатичной парочкой борзых щенков. Познакомился и с двумя мальчиками из его будущей свиты – Робертом Перси и Фрэнсисом Ловеллом, которые потом станут его верными друзьями, сподвижниками до конца жизни.
Но, конечно, самым интересным, волнующим и незабываемым событием того дня было для него знакомство с очаровательной малышкой, Анной Невилл – младшей дочерью графа Уорвика, с которой он впоследствии свяжет свою судьбу. Ричард тут же избрал её своей «Дамой Сердца», принёс клятву верности (а зачем откладывать?). И посчитал вопрос выбора спутницы жизни решённым окончательно и бесповоротно.

Известно, что курс общеобразовательных наук, включающих право, латынь, французский, греческий, математику, историю, философию, музыку, теологию, поэзию, кодексы рыцарского поведения и этикета, Ричард постигал очень успешно. Был любознательным и прилежным учеником. (Наверняка интересовался точными и естественными науками, но этот момент не отражён в летописях.) Зато известно, что он был музыкален и с удовольствием обучался пению, танцам, игре на музыкальных инструментах. Пробовал учиться рисовать (судя по тем вензелям, которые он пририсовывал к своей подписи), но это у него получалось хуже.
Очень любил читать. (Став королём, он соберёт великолепную библиотеку и будет покровительствовать просвещению и книгопечатанию.) Перечитал всё лучшее, что нашлось в библиотеке по римскому праву, по истории войн и государств, по искусству ведения войны и управления государством. Тут же мысленно поправлял почтенных авторов, если находил в их утверждениях бессмыслицу или неточность. За книгами и размышлениями он проводил вечерние часы, а днём занимался военными и физическим упражнениями,– борьбой, стрельбой из лука и арбалета, фехтованием, верховой ездой, – овладевал всеми видами боевых искусств, занимался всем, что необходимо было знать и уметь будущему правителю и воину!

8. Первые победы Ричарда



«И пытались постичь мы,
не знавшие войн,
За воинственный клич
принимавшие вой,
Тайну слова "приказ",
назначенье границ,
Смысл атаки и лязг
боевых колесниц…»
(Владимир Высоцкий,
«Баллада о борьбе»)



Об успехах Ричарда стало известно королю, и уже в 1462 году (будучи десяти лет от роду!) Ричард получил свою первую военную должность: его назначили констеблем (комендантом) крепости Корф-Кастл в Дорсете. И это было только начало! Потому, что уже в 1464 году Эдуард назначил двенадцатилетнего Ричарда уполномоченным по сбору войск в девяти графствах, а затем поручил ему участвовать и в первой в его жизни военной кампании: двенадцатилетний (!) Ричард должен был возглавить собранную им армию и повести её в Нортумберленд, чтобы выбить оттуда ланкастерцев. Потому, что события на политической арене в то время развивались таким образом: в 1462 и 1463 годах ланкастерцы возобновили свои провокации на севере Англии.
Рассчитывая взять реванш, королева Маргарита курсировала между Шотландией и Францией, пытаясь найти союзников и получить военную помощь для короля Генриха VI. Тем временем герцог Сомерсет и сэр Ральф Перси сдали йоркистам замки Бамбург и Дунстансборо и поклялись в верности Эдуарду IV. Но королева Маргарита Анжуйская, не желая сдавать своих позиций, организовала новый заговор на севере Англии и привлекла на свою сторону Сомерсета, который тут же предал короля Эдуарда IV и поднял восстание в северных графствах.
Граф Уорвик отправился на север, чтобы подавить это восстание, а его брат, Джон Невилл, лорд Монтэгью, был послан королём на границу, чтобы эскортировать шотландских представителей в Йорк, для обсуждения условий возобновления мирного договора. Следуя в Ньюкасл с эскортом, Джон Невилл чудом избежал засады, устроенной ему Сомерсетом. Позднее, ведя за собой гораздо большие силы, Джон Невилл, лорд Монтегью был атакован при Хеджли Мур, примерно в 7 милях к югу от Вулера, герцогом Сомерсетом и Ральфом Перси. (Битва при Хеджли Мур).

В апреле 1464 года ланкастерские повстанцы удерживали многие приграничные земли и города на рубеже Англии и Шотландии. Понадобилось провести набор новых и свежих сил сторонников Йорка, чтобы их выбить оттуда, и Эдуард впервые обратился за помощью к своему младшему брату Ричарду.

Сам Ричард обрадовался поручению короля больше, чем всем его предыдущим дарам и милостям. Именно тогда он в первый раз ощутил тот огромный прилив сил и бодрости, который потом будет испытывать каждый раз перед сражением, – этот окрыляющий, ни с чем не сравнимый восторг. В предвкушении будущего удовольствия губы Ричарда изгибались в лукавую и хитрую улыбочку, в глазах появлялись весёлые искорки и озорной, азартный прищур15, на щеках, под скулами проступали небольшие, продолговатые ямочки16, делавшие его лицо невероятно привлекательным: «Ну теперь держитесь, Ланкастеры! Сам Ричард Глостер на вас идёт! Уж, он-то вам спуску не даст!»
15 Характерная мимика «ЛИЭ»
16 Следы от этих мимических особенностей остались на портрете.


А Ричарду Глостеру на ту пору было всего-то неполных двенадцать лет! (Потому, что последнее сражение этого года происходило летом, в июле, а двенадцать лет Ричарду исполнялось только осенью, в октябре). А на той стороне – у Ланкастеров – против него должны были выступить опытные, закалённые в битвах рубаки-воины, – огромные, взрослые дяденьки в тяжёлых и прочных доспехах. И они не в игрушки с ним будут играть, когда он придёт выбивать их из Нортумберленда.

Но он их выбил оттуда! Факт остаётся фактом, а тем более, – факт исторический: победа во всех трёх сражениях 1464 года досталась йоркистам. То есть первое же задание, с которым только поднаторевший в боях командир смог бы справиться, оказалось двенадцатилетнему Ричарду по плечу.

Поначалу казалось, блажит брат - король, – кого выставляет против опытных воинов? – неопытного, не побывавшего в переделках мальчишку, в доспехах, сработанных на вырост. Но, как выяснилось, в Ричарде он не ошибся: Ричард провёл свою первую кампанию великолепно! Вместе с Уорвиком осаждал неприступные, каменные твердыни Нортумберленда, построенные ещё бриттами и норманнами для защиты от викингов. И они ему покорялись, сдавались, капитулировали! В истории каждого замка написано: «в 1464 году замок был захвачен йоркистами». А кто там гулял в 1464 году? – наш маленький Ричард! Это были первые шаги младшего из Йорков.


9. Третий в паре

«Если мяса с ножа
Ты не ел ни куска,
Если руки сложа
Наблюдал свысока,
И в борьбу не вступил
С подлецом, с палачом,
-Значит, в жизни ты был
Ни при чем, ни при чём!»
(Владимир Высоцкий.
«Баллада о борьбе»)






Кларенсу17 Эдуард таких ответственных поручений в то время предпочитал не давать. Кларенсу вообще трудно было что - либо поручать. Дашь ему поручение – обидится (поджав губы посмотрит свысока, а в глазах упрёк: «Чуть что, – сразу Кларенс! Нанимался я, что - ли, на вас пахать!»). Не дашь поручение – тоже обидится (опять вскинет голову, а в газах тот же упрёк: «Опять его обошли важным делом! Чем это он заслужил такое недоверие?!.. Кажется, никогда в помощи не отказывал…»). С Ричардом Эдуарду было легче находить общий язык. Он буквально читал мысли Эдуарда и даже опережал их. Несмотря на свой юный возраст, Ричард всем живо интересовался, был в курсе всех дел. Очень неплохо ориентировался в обстановке, у него рано проявилось чутьё стратега18: он всегда точно угадывал, в каком направлении движется неприятель, где его нужно искать, где встречать, где и когда он вступит в бой, а когда от него уклонится.

Ричарду Эдуард доверял, как себе и, несмотря на его юный возраст, советовался с ним, как с равным. Ричарду проще было давать поручения, тем более, что он сам опережал распоряжения Эдуарда – сам знал, что и когда следует делать. И предлагал именно тот вариант, который больше всего устраивал Эдуарда. С Ричардом Эдуард мог быть абсолютно уверенным в высочайшем качестве исполнения. При всех прочих равных условиях (если, конечно, возраст не был серьёзным препятствием) Эдуард отдавал предпочтение Ричарду.
17 Психотип Кларенса – интуитивно - этический экстраверт («ИЭЭ»)
18 Ричард – ЛИЭ по психотипу, – логико - ИНТУИТИВНЫЙ экстраверт – то есть, творческий интуит, а значит СТРАТЕГ по психологическому признаку – обладает врождённым даром стратегического видения и мышления, как и Эдуард, в структуре психотипа которого интуитивный аспект тоже находился в мобильном блоке.


Джордж усматривал в этом проявление недоверия, что при его мнительности и амбициозности (как ИНТУИТА - ЭТИКА - ЭКСТРАВЕРТА и АРИСТОКРАТА19) было вполне естественным, но небезобидным явлением, поскольку все эти качества у него принимали патологически уродливые формы – «вражды не на жизнь, а на смерть», «обиды до гробовой доски».
19 По психологическому признаку «АРИСТОКРАТИЗМА – ДЕМОКРАТИЗМА» (см. 11-й выпуск сайта, файл «Дискуссионные клубы».)

И хотя в ту пору Эдуард в равной степени награждал братьев титулами и имениями, Ричарду , – младшему из двух братьев всё же, перепадало больше (поскольку соответствовало его заслугам), что возбуждало у Джорджа Кларенса зависть и ревность, которые проявлялись так откровенно, что Ричард («ЛИЭ»), даже будучи «подзаказным» (по интертипным отношениям) своего старшего брата Джорджа («ИЭЭ»), довольно рано начал критически относиться к его поступкам и старался под его влияние не попадать – предпочитал быть во всём на него непохожим.
В чём-то он сторонился брата, в чём-то не соглашался с ним, поступал вопреки его советам (и замечал, что оказывался прав). Не поддерживал его инициатив, не шёл у него на поводу, что, по-видимому, обижало и раздражало Кларенса ещё больше.

Эпатажное поведение Джорджа, переходящее в откровенное хамство, надменность, заносчивость, мелочные обиды, свойственные Кларенсу как обделённому вниманием интуитивно - этическому экстраверту20, у Ричарда тоже симпатий не вызвали (равно как и желания им подражать). Упрёкам и намёкам обиженного Кларенса Ричард значения не придавал (принципиально!). И подражать ему не хотел – не мужское это поведение. А Ричард уже в двенадцать лет был воином. У него были дела поважнее и поинтересней, чем утешать мнительного и истеричного Джорджа.
20 См. характеристику ИЭЭ в 15-м выпуске сайта.

При всём его уважении к брату, при всей привязанности и любви к нему (которая потом будет проявляться ещё не раз), Ричард не мог считать его «образцом рыцарства»,– ему было, кем восхищаться, было с кого брать пример в этом плане!

Иное дело – отношения с королём. Психологическая совместимость между Ричардом и Эдуардом была очень хорошей! По соотношению своих психотипов (два экстраверта одной квадры) они находились в интертипных отношениях взаимной активации, – одно из лучших сочетаний психологической совместимости. Но не самое ровное и не самое стабильное – характеризуется перепадами – фазами периодического «перегрева» и последующего «охлаждения» отношений. Так что им, время от времени, приходилось «подстраиваться» друг под друга, регулировать психологическую дистанцию между собой (что для Ричарда, при его подчиненном положении, было не просто).

Эдуард ориентировался на свои ощущения (-б.с.7), Ричард – на врождённый такт и чувство меры (+б.л.7). Как безупречный, безукоризненный исполнитель (да к тому же и обожаемый младший брат, к которому Эдуард был очень сильно привязан) Ричард был просто незаменим и необходим Эдуарду, как воздух. В Ричарде Эдуард мог быть абсолютно уверен: будет с ним рядом Ричард, будет при нём и корона. И исторически это подтвердилось: не было у него сподвижника надёжнее Ричарда!

Благодаря удачной психологической совместимости в купе с благоприятными межличностными отношениями, близкими родственным, братскими и дружескими связями, благодаря своим взаимным симпатиям и общим целям, высокому статусу и могущественному положению, братья Плантагенеты, Эдуард IV и Ричард Глостер образовали невероятно мощный и сплочённый союз, которому партия Йорка в немалой степени обязана своими успехами и победами в Войне Роз.

Притяжение между ними было невероятно сильным, взаимопонимание – великолепным. Поручения Эдуарда Ричард подхватывал на лету, его мысли угадывал с полунамёка. На поле боя понимал его с полу взгляда. (В битве при Барнете стоило им только переглянуться, и Ричард уже знал, куда нанести удар. В битве при Тьюксбери Эдуарду стоило только оглянуться, как Ричард тут же выставил окружение и защитил их тылы.).

Оба ощущали друг с другом очень близкую, почти телепатическую связь, – как это бывает только при очень хорошей психологической совместимости, когда стоит только одному о чём - то подумать, как другой уже проявляет инициативу, или отдаёт нужный приказ. При такой мощной активации под социальный заказ21 можно было и не попадать.
21 Социальный заказ (или соцзаказ) – невероятно мощное (по мере сокращения дистанции) и притягательное взаимодействие двух представителей определённых психотипов, при которых подзаказный, невольно, неосознанно и неожиданно для себя подчиняется своему социальному заказчику. (Все психотипы в определённых сочетаниях входят в эти соотношения).

Ричарда эта напасть миновала, да и чему хорошему он мог научиться у Кларенса? А вот Эдуард – не удержался, не устоял, – привык потакать своим прихотям и привычкам. Да и приятно это было, поначалу, а потом… Вот он и «соскользнул» в «соцзаказ», как в бездонную пропасть, и выбраться оттуда уже не смог. Потерял уважение и доверие многих товарищей и друзей. Пригрел под своим крылом свору алчных завистников, – лютых врагов дома Йорка, которые кормились и благоденствовали при этом доме и платили ему злом за добро: подрывали мощь этого дома, подрубали его «ветви» и «корни» и не успокоились, пока не погубили совсем. Вот такой «соцзаказ» получился! А не случись этого, династия Плантагенетов правила бы ещё долгие годы, и история Англии была бы совершенно другой.